Close
Обратная связь
  • Ваше имя
  • Тема сообщения
  • Текст сообщения
  • Введите текст с картинки Картинка

Кому и как может навредить патентная информация

Предупрежден – значит, вооружен.

Обычно говорят о том, какую пользу может принести получение патента. Но у каждой медали, как известно, ест и обратная сторона. Попробуем разораться, какие негативные последствия и для кого, помимо конкурентов патентообладателя, может иметь информация о патенте.

 

Как мы знаем, патентная публикация несет в себе наиболее достоверную информацию об авторах, патентообладателе, сути технического или художественно-конструкторского решения, особенностях делопроизводства по заявке, сведения о статусе патента, лицензиате.

1. Какой вред публикация может нанести автору патента.

1.1.Бывает, что автор патента или целый коллектив авторов, трудясь на одном рабочем месте, одновременно активно «пашет» на другого работодателя, особенно в том случае, если «основной» работодатель не очень хорошо оплачивает их труд. Таких «совсем неправильных» сотрудников работодатель может сравнительно легко выявить, заказав проведение «аудита» по патентным базам РФ или Евразийского патентного ведомства в патентной фирме.

1.2. Автор до поры до времени скрывает от работодателя, соавторов или совладельцев фирмы подачу патентной заявки. Полноте, тайное всегда становится явным, разве Вам этого мама не говорила? Появление патента на результаты совместной деятельности могут внести существенный разлад в отношения между автором и соавторами, автором и работодателем или автором и совладельцем.
1.3. Автором абсолютно всех патентов фирмы «записан» её владелец. Такой вариант свидетельствует о нежелательных человеческих качествах – патологической жадности или комплексе тотальной подозрительности. Он, кстати, характерен не только для РФ, но и для других капиталистических стран.

1.4. Соавторы патента – муж, жена, любовница, дети, внуки и правнуки. Как мы понимаем, нам врут уже в малом, поэтому доверия к таким «авторам» и к патентообладателю априори быть не должно.
1.5. Включение в состав авторов влиятельных чиновников, зачастую без их ведома. Это свидетельствует о наличии у патентообладателя одного из порочных человеческих качеств, которое мягко называют подхалимажем (оно же лизоблюдство).

2. Какой вред может нанести публикация патента патентообладателю.

2.1. Если патентообладатель хотел сэкономить на услугах профессиональных патентоведов или патентных поверенных, то патент написан «криво», что видно невооруженным глазом. Специалисту многое могут подсказать также сведения о делопроизводстве по заявке в патентном ведомстве. Например, если заявка, которая первоначально испрашивалась на получение патента на изобретение, а затем в ходе делопроизводства была преобразована в заявку на полезную модель, говорит о некачественно проведенном предварительном патентном поиске. 
Как правило, плохо изложенное описание и неправильно составленная формула влекут за собой тяжкие последствия как для судьбы патента, так и для бизнеса, который он, по идее, должен был укрепить. Как говорил В.С.Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда».

2.2. Патентообладатель «слямзил» чужую идею и выдал за свою. Даже если экспертиза «проморгала» этот прискорбный факт, общественность непременно скажет прихватизатору своё «фи», прочитав публикацию патента. Пользы от такого патента не будет, поверьте, а вот «гудвилл» патентообладателя попортится.

2.3. Иногда в описании патента заложен потенциал для последующего развития, который патентообладатель не оценил и не развил в дальнейшем. В таком случае можно ждать появления «чужих» патентов, основанных на опубликованном перспективном решении.
2.4. В формуле полезной модели (иногда и изобретения) запрошен слишком большой объем защиты, часть которого может быть впоследствии опротестована. При выдаче такого патента обычно поднимается волна протестов со стороны конкурентов, следуют судебные разбирательства и связанные с ними дополнительные издержки.

2.5. В качестве авторов в патенте указана наиболее ценная часть конструкторско-дизайнерского корпуса, «генераторы идей», «золотой фонд» предприятия. При этом в описании патента приводятся ФИО авторов, по которым можно легко установить их местожительство. Таких специалистов патентообладатель должен ценить, окружить их «теплом и заботой», иначе они легко могут быть «переманены» конкурентами, например, путем обещаний более высокой зарплаты и т.п. материальных (и нематериальных) благ.

2.6. Содержание патента может оказаться скандальным для потребителей продукции. Представьте, что подумают, например, покупатели о производителе чая, если он использует один из патентов на изобретение под условным названием «Способ производства чая, восстановленного из чайной пыли». О том, что подобные патенты реально существуют, свидетельствует иллюстрация о патентном поиске, приведенная ниже.

Подводя итог, можно сказать следующее. Патент, равно как и любая достоверная информация – это оружие, которое может быть использовано как во благо, так и во вред его автора и/или патентообладателя. При оформлении заявки на получение патента необходимо учитывать все последствия принятого Вами решения.