Заключение о признании общеизвестными товарными знаками «Яндекс» и «yandex»
20 февраля 2016 года Коллегия Палаты по патентным спорам приняла два решения по заявлениям ООО «ЯНДЕКС» (Москва) о признании
общеизвестными товарными знаками в отношении услуг 35 класса МКТУ «реклама интерактивная в компьютерной сети» и услуг 42 класса МКТУ «предоставление поисковых средств для Интернета» на имя ООО «ЯНДЕКС»:
1) комбинированного обозначения со словесным элементом «Яндекс» (представляет собой комбинированное обозначение «Яндекс», включающее словесный элемент, выполненный буквами русского алфавита, в котором первая заглавная буква «Я» выполнена в красном цвете, а остальные строчные буквы – в черном цвете);
2) словесного обозначения «yandex» (выполнено стандартным шрифтом строчными буквами латинского алфавита).
При анализе заявленных обозначений на предмет возможности признания их общеизвестными в РФ товарными знаками коллегией было установлено, что
- известность обозначений в РФ обусловлена его широким и продолжительным использованием, это четвертая среди поисковых систем мира по количеству обработанных поисковых запросов и первая по популярности в России;
- разработка технологий поисковой системы в основе продуктов под обозначением «Яndex», началась в 1990 году, поисковая машина «Яndex-Web» была анонсирована 23.09.1997, с 1998 года заявитель начал размещать на странице результатов поиска контекстную рекламу, в 2000 г. образована компания заявителя – ООО «ЯНДЕКС», к которой перешли все права на товарные знаки, домен YANDEX.RU, на поисковую технологию Яндекс и семейство одноименных программных продуктов;
- заявитель уже является правообладателем товарных знаков со словесными элементами «Яндекс», «Яndex», «YANDEX»;
- 2008 г. заявителем был произведен ребрендинг, в результате которого на сайте поисковой системы появилось заявленное обозначение «Яндекс», в котором все буквы выполнены в одном кириллическом алфавите.
- продукты «Яндекс» используются на сотнях сайтах Интернет, в т.ч. на официальном сайте Президента РФ, ГосДумы, РИА Новости, «Российская газета», фонда «Общественное мнение», Альфа-Банка, МТС, Билайн и т.д.
- результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что заявленное обозначение приобрело высокий уровень известности среди российских потребителей и обладает высокой степенью различительной способности по отношению к заявителю.
Учитывая данные обстоятельства, коллегия пришла к выводу об общеизвестности на территории РФ с 01.01.2012 заявленных обозначений, используемых заявителем в качестве товарного знака. Роспатентом принято решение признать обозначение «Яндекс» и «yandex» общеизвестными в РФ товарными знаками на имя ООО «ЯНДЕКС».