Close
Обратная связь
  • Ваше имя
  • Тема сообщения
  • Текст сообщения
  • Введите текст с картинки Картинка
защита
интеллектуальных
прав в России и
за рубежом

Масштабы патентных войн

Изучая мировую судебную практику об исках связанных с интеллектуальной собственностью, как правило, можно выделить несколько типов таких споров:

  • малый бизнес, начинающий стартап или региональный небольшой производитель судится с крупной корпорацией, настаивая на том, что гигант индустрии украл его инновационную идею, чтобы еще больше обогатиться;
  • крупная компания, прибыльная, популярная и занимающая прочные позиции на рынке встречается в суде с тем, кто называется "патентным троллем" и хочет поживиться за счет своих многочисленных, но неиспользованных "мертвых" патентов.

Причем, согласитесь, что понять какой из двух видов споров перед нами - достаточно сложно и зачастую это зависит от того как представлена позиция сторон по делу, как обеспечены доказательства и как подана информация о сути спора в средствах массовой информации, то есть проще говоря, кто удачнее распиарен.

Помимо двух названных выше типов споров об интеллектуальных правах можно встретить и судебные тяжбы "тяжеловесов" - когда мы видим истцом и ответчиком  серьёзные бренды, лидеры целых отраслей. Можно с уверенностью сказать, что выводы судов по таким спорам будут иметь решающее значение для судебной практики и колоссальные суммы причитающихся выплат компенсаций.

Чем крупнее сторона судебного спора по вопросу интеллектуальной собственности - тем больше времени займёт ход разбирательства и тем затейливее он будет обрастать подробностями и неожиданными поворотами. Объясняется это просто: большие ресурсы в активе стороны судебного разбирательства позволяют тратить средства на защиту и время на растягивание спора, бросать в бой армии юристов и применять довольно жесткие способы борьбы.

В практике встречаются масштабные патентные войны. Одна из них, например, долго идёт между корпорациями Apple и Nokia. Дело стартовало, когда Apple и Nokia не смогли достичь соглашения о продолжении лицензирования патентов Nokia, касающихся использования в продукции Apple. Ситуация обострилась когда к спору подключилась другая компания выдвинув обвинение в сговоре с целью вымогательства необоснованных лицензионных сборов за патентование. Пыл борьбы это нисколько не угасило и Nokia позднее впоследствии отомстила путем подачи собственного иска в котором обвинила Apple в нарушении на 32 своих патентов, связанных с дисплеями, пользовательскими интерфейсами, программным обеспечением и другими объектами и технологиями, используемые в iPhone от Apple. Чтобы не быть побежденным Apple, ответил на этот очередным иском о продукции Withings (компании принадлежащей Nokia).

В истории этих патентных баталий был и мирных период - в 2011 году корпорациям удалось заключить лицензионный договор когда после двухлетней тяжбы Apple уладила претензии Nokia, согласившись заплатить финской компании роялти, в размере около $720 млн. долларов, за использование в смартфонах iPhone некоторых ее патентов.

Однако, мир был недолгим и в конце декабря 2016 года сражение между Apple и Nokia разгорелось снова.

Во вторник, 20 декабря 2016 г. Apple подала в федеральный суд Сан-Франциско иск против Nokia и еще двух компаний, обвинив их в сговоре с целью «вымогания громадных доходов, несправедливого и нарушающего принципы конкуренции». В среду  21 декабря 2016 г. Nokia нанесла ответный удар, подав в суды Германии и США иски против Apple.

Активность ушедшей с рынка смартфонов Nokia объясняется тем, что технологии, используемые в современных устройствах основываются на патентах финской компании и она придает все большее значение столь доходному патентному бизнесу.

Аналогичным образом, пытаются поделить права на патенты и другие компании, например, выделяется масштабами спор Apple и Samsung.

Всё чаще в средствах массовой информации специалисты стали отмечать, что подобные процессы и судебные тяжбы отнюдь не способствуют развитию инноваций. В то время как защита патентов и прав интеллектуальной собственности являются важной частью стратегии любого бизнеса, вырывая кусок патентного пирога изо рта конкурента промышленным гигантам всё же не стоит забывать о новых разработках, исследованиях и сотрудничестве.