Close
Обратная связь
  • Ваше имя
  • Тема сообщения
  • Текст сообщения
  • Введите текст с картинки Картинка
защита
интеллектуальных
прав в России и
за рубежом

Внесение товарного знака в таможенный реестр как дополнительная степень защиты от контрафакта

Каждому предпринимателю известно, что бизнес необходимо не только развивать, но и охранять. Огромная часть средств, вложенных в развитие бизнеса, уходит на рекламу и узнаваемость бренда. И очень часто этими средствами стремятся воспользоваться злоумышленники-пираты. При этом предприниматель теряет клиентов как за счет оттока потребителей к пирату из-за схожести марки, так и за счет нанесения ущерба репутации бренда, т.к. как правило, поддельная продукция не отличается высоким качеством.
Обращаясь к опытным патентным поверенным, предприниматели стараются обеспечить максимальную правовую охрану своему бренду. Но и имея на руках охранные документы на товарный знак, правообладатели часто встречают на рынке клонов. Что же далее? Начинается процесс по устранению контрафакта с рынка. Однако, во-первых, за этот период некоторое количество продукции было продано, во-вторых, невозможно определить реальный объем и территорию сбыта контрафакта. Как правило, поддельные товары изготавливаются на территории других, более дешевых стран, и сбываются также за границей. Правообладателю сложно проверять каждую страну на наличие подделок. Так как же обезопасить свой бизнес добросовестным предпринимателям? Существует дополнительная степень охраны бренда – это внесение товарного знака в таможенный реестр.


Внося информацию о своем товарном знаке в таможенный реестр какой-либо страны, а также возможном контрафакте, правообладатель пресекает поступление подделок на территорию этой страны. И вот, казалось бы, предприниматель обезопасил свой бренд со всех сторон: и зарегистрировал марку и внес ее в таможенный реестр. Но что же в этом случае может остудить восторг правообладателя. Во-первых, внесение товарного знака в таможенный реестр сопровождается внесением страховой суммы, которая может доходить до 50 000 долларов за знак в некоторых странах (или банковской гарантии),  а во-вторых, не каждая страна предварительно вносит информацию о товарных знаках в таможенный реестр. По этому принципу страны можно разделить на две большие группы: имеющие процедуру предварительного внесения информации о товарных знаках (и о возможном контрафакте) в таможенный реестр и занимающиеся арестом контрафакта только по факту его обнаружения (т.е. не имеющие предварительного отслеживания контрафакта по заявлению правообладателя без факта нарушения его прав).


В связи с этим, для начала создания условий по обеспечению бренда надлежащими способами охраны, необходимо определиться с необходимой территорией правовой охраны, т.е. с перечнем стран. Это страны, где используется бренд и где могут нарушаться права правообладателя. Чтобы иметь возможность привлекать таможенную службу на защиту прав правообладателя от контрафакта необходимо иметь регистрацию товарного знака на территории этой страны. Таким образом, первоначально регистрируем товарный знак в интересующей нас стране. После этого, обращаемся к национальному законодательству и смотрим, имеется ли простая возможность занесения товарного знака в таможенный реестр при помощи простого обращения с ходатайством в таможенную службу или все-таки необходимо прямое указание на наличие контрафактной импортной продукции. Но на практике, редко правообладатели беспричинно вносят товарные знаки в таможенные реестры, поскольку часто это требует больших расходов именно на страховые суммы, обычно этой процедурой пользуются, если уже есть факт импортного контрафакта. В связи с этим, вторым важным этапом после регистрации становится определение таможен, через которые поступает импортный контрафакт и наименование нарушителя. После чего уже можно воспользоваться правовым рычагом ареста, предположительно поддельной продукции. 
Поскольку законодательство в этой области довольно динамично меняется и обрастает практикой, то, возможно, мы в ближайшем будущем сможем воспользоваться всеми плюсами единого информационного пространства при оптимальном взаимодействии таможенной и патентной службы для защиты интересов предпринимателей - правообладателей брендов, для поддержания добросовестной конкуренции и создания благоприятных условий развития молодого бизнеса и экономики в целом.