Close
Обратная связь
  • Ваше имя
  • Тема сообщения
  • Текст сообщения
  • Введите текст с картинки Картинка
защита
интеллектуальных
прав в России и
за рубежом

Перспективы ЕС: Бруно Марс против Майли Сайрус

Хит суперзвезды Майли Сайрус "Flowers" был выпущен через 10 лет после "When I Was Your Man" всемирно известного исполнителя Бруно Марса в 2013 году. Хотя оба они являются лауреатами премии, совсем недавно "Flowers" была признана «Записью года» на Грэмми-2024 и стала лучшей международной песней на Brit Awards 2024.

Недавно стало известно, что компания Tempo Music, владеющая авторскими правами на песню Марса через соавтора Филипа Лоуренса, утверждает, что в "Flowers" есть множество элементов, которые слишком похожи на песню "When I Was Your Man", чтобы быть простым совпадением. В связи с этим возникает вопрос: имеет ли место нарушение авторских прав?

Согласно заявлениям Tempo Music, обе песни содержат общие мелодические паттерны, гармонические последовательности и лирические параллели с песней Марса, а также связующую басовую линию, определенные такты припева, последовательности аккордов и некоторые тексты, скопированные в "Flowers". Например, текст песни Марса "I should have buyed your flowers" перекликается со строкой Сайрус "I can buy myself flowers”. Интересно, что сам Марс не является стороной в судебном процессе; иск основан исключительно на авторских правах Tempo Music. Иск также направлен против нескольких других известных игроков музыкальной индустрии, включая Sony Music Publishing, Apple, Amazon, Walmart и Disney, за распространение или продажу песни.

В иске утверждается, что "Flowers" не существовали бы без "When I Was Your Man", назвав его несанкционированным «производным произведением» и по существу аналогичным: "Flowers" копирует значительную часть отличительных, важных и узнаваемых фрагментов "When I Was Your Man", включая, но не ограничиваясь этим, его мелодический материал, тональность окончания, структуру басовой партии и тексты песен. Tempo Music требует возмещения ущерба, размер которого еще предстоит определить, и требует постоянного судебного запрета на нарушение авторских прав при воспроизведении, распространении или публичном исполнении песни "Flowers".

Этот юридический спор подчеркивает растущее число дел об авторских правах в музыкальной индустрии, где грань между творческим вдохновением и нарушением размыта.

Согласно европейскому законодательству, подобный иск о нарушении авторских прав может быть основан на законе об авторском праве. При рассмотрении такого дела, согласно законодательству ЕС об авторском праве, сначала следует решить, защищена ли авторским правом оригинальная песня. В отличие от США, в ЕС нет системы регистрации авторских прав. В некоторых случаях это приводит к трудностям в доказательстве существования авторских прав. Концепция «произведения», защищенного авторским правом, гармонизирована на всей территории ЕС, и, согласно решению Суда Европейского союза, такое произведение должно быть «собственным интеллектуальным творением» автора, отражать личность автора (и, следовательно, быть оригинальным). Вообще говоря, планка для получения защиты авторских прав считается низкой. Хотя некоторые варианты мелодии песни могут показаться банальными (и, следовательно, неохраняемыми), песня в целом, скорее всего, будет защищена законодательством ЕС об авторском праве.

Согласно законодательству ЕС об авторском праве, владелец авторских прав (правообладатель) имеет исключительное право разрешать или запрещать любое сообщение, включая предоставление доступа и распространение своей оригинальной работы, а также ее копий. Следовательно, следующий вопрос заключается в том, нарушает ли авторские права песня "Flowers" как производное произведение, поскольку она была «создана» без разрешения правообладателя. На данный момент неясно, согласовано ли право на запрет производных (как часть защиты авторских прав) на европейском уровне. В противном случае национальные суды все равно могут вынести решение по искам о нарушении прав и (например) наложить судебный запрет в рамках своей собственной юрисдикции. Однако, если это право будет согласовано во всем ЕС, любым судьям в ЕС будет гораздо проще наложить судебный запрет в масштабах всего ЕС. Как уже было сказано, решение по этому вопросу еще предстоит принять Европейскому суду.

В большинстве случаев, когда речь идет о нарушении авторских прав на музыку, анализ того, есть ли нарушение или нет, основывается на детальном сравнении двух песен с учетом сходств и различий в текстах, мелодическом, гармоническом и структурном содержании музыки, припеве и других элементах песен. Исход будет зависеть от конкретного случая.