Close
Обратная связь
  • Ваше имя
  • Тема сообщения
  • Текст сообщения
  • Введите текст с картинки Картинка
защита
интеллектуальных
прав в России и
за рубежом

Открытие банки не может быть звуковым торговым знаком, постановил Европейский суд

По мнению Европейского суда, звук открывающихся напитков не может быть защищен как товарный знак.

Все мы знаем примеры звуковых товарных знаков, например, рев льва MGM, или звуковой логотип Netflix, или пятинотный джингл корпорации McDonald's "I'm lovin' it".
В Европейском союзе звуковые знаки могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков ЕС в соответствии с Директивой (ЕС) 2015/2436 и Регламентом ЕС о торговых марках (2017/1001). В общем случае звук может быть зарегистрирован в качестве товарного знака в ЕС, если он способен: (i) отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий; и (ii) быть представленным в реестре таким образом, который позволяет компетентным органам и общественности определить ясный и точный объект охраны, предоставляемой его владельцу.
Недавно Европейский суд впервые вынес решение о регистрации звукового знака, представленного в аудиоформате (Ardagh Metal Beverage Holdings v EUIPO T-668/19).
Заявка на звуковой знак была подана на регистрацию в EUIPO компанией Ardagh Metal Beverage Holdings GmbH & Co. KG (Германия) в формате аудиофайла и испрашивала охрану для 6, 29, 30, 32 и 33 классов в соответствии с Ниццевской классификацией (в том числе в отношении различных напитков и металлических контейнеров для хранения или транспортировки).
Аудиофайл содержит звук, издаваемый при открывании банки с напитком, за которым следует тишина и шипение.
Однако EUIPO отказал в регистрации этого звукового знака ввиду отсутствия различительной способности для коммерческого происхождения, что также было подтверждено Апелляционным советом. Заявитель безуспешно обжаловал это решение в Европейском суде (CFI).
Суд общей юрисдикции отметил, что критерии оценки различительной способности звуковых знаков не отличаются от критериев, применимых к другим категориям знаков, и звуковой знак должен обладать определенным резонансом, который позволяет целевому потребителю воспринимать его как товарный знак, а не как функциональный элемент или индикатор без присущих ему характеристик. Таким образом, потребитель соответствующих товаров или услуг должен, просто воспринимая звуковой знак, без его сочетания с другими элементами, такими как, в частности, словесные или образные элементы или даже другой знак, быть в состоянии ассоциировать его с их коммерческим происхождением.
Суд также отмечает, что соответствующая публика будет ассоциировать звук шипения пузырьков с напитками в целом.

Очевидно, что приведенная выше заявка на регистрацию звукового товарного знака не является достаточно различительной, чтобы указать на коммерческое происхождение товара и отличить его от обычного звука открывания всех банок.
Это не первая попытка зарегистрировать нерегистрируемый звук: в середине 90-х годов компания Harley-Davidson подала в USPTO заявку на звуковой товарный знак для своего отличительного звука двигателя V-twin с описанием "Знак состоит из звука выхлопа мотоциклов заявителя, производимого двигателями V-Twin с общим кривошипом, когда товар находится в эксплуатации".
Заявка Harley-Davidson на звуковой товарный знак была отклонена на том основании, что он не может служить товарным знаком - звук не отличает Harley от любого другого мотоцикла и не "указывает на происхождение мотоциклов". Причина заключалась в том, что звуковой знак является функциональным элементом, необходимым для использования или цели, и исключительное использование его может быть серьезно неблагоприятным для других производителей.
Поэтому звуки могут и должны быть зарегистрированы и охраняться как товарные знаки, однако только те, которые обладают различительным характером. Наличие такого различительного характера должно быть правильно оценено до подачи заявки. Такие рекомендации из судебной практики, как в вышеуказанном деле Ardagh Metal Beverage Holdings v EUIPO, помогут сформировать более точные подходы в определении наличия различительной способности у таких редких знаков, как звуковые товарные знаки.