Close
Обратная связь
  • Ваше имя
  • Тема сообщения
  • Текст сообщения
  • Введите текст с картинки Картинка

Коммерческая концессия

Международное название договора коммерческой концессии – договор франчайзинга, но в российском законодательстве под таким названием он не приводится, а используется только название «коммерческая концессия».

 

Сторонами по договору выступают:

Правообладатель — сторона, обладающая исключительными правами.

Пользователь — сторона, которой предоставляются исключительные права.

Заключение договора коммерческой концессии на товарный знак выгодно обеим сторонам: правообладатель получает дополнительную ячейку в уже существующем бизнесе, а, следовательно, дополнительную прибыль, не вкладывая свои средства. Пользователь же получает возможность выйти на рынок с бизнесом, у которого уже имеется известное имя, затрачивая минимум финансовых затрат на маркетинг и рекламу.

Коммерческая концессия позволяет правообладателю наиболее выгодно развивать свой бизнес, избавляя от необходимости открывать филиалы или создавать новые юридические лица на отдаленных территориях и нести расходы на приобретение основных средств и в то же время предоставляя правообладателю возможность осуществлять практически полный контроль над деятельностью пользователя.

Пользователь концессии может снизить предпринимательский риск и ускорить развитие собственного бизнеса, что обеспечивается хорошей коммерческой репутацией правообладателя в соответствующей сфере деятельности.

В то же время для потребителя коммерческая концессия может иметь и отрицательные стороны, связанные с возможной ошибкой с его стороны относительно личности продавца товара или его производителя, а также исполнителя услуг. Кроме того, использование института коммерческой концессии в случае злоупотребления ограничительными условиями может представить угрозу развитию свободной конкуренции.

Защита интересов потребителя концессии обеспечивается посредством:

  • об обязательной регистрации договора коммерческой концессии (п. 2 статьи 1028 ГК);
  • ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (статья 1032 ГК);
  • требованиями законодательства о защите прав потребителей в части надлежащего информирования потребителя о личности продавца (исполнителя, изготовителя) и качестве товара (работы, услуги).

Предмет договора.

Предметом договора является весь комплекс исключительных прав, передаваемый правообладателем пользователю. В ныне действующей редакции ст. 1027 ГК РФ среди исключительных прав, которые могут передаваться по договору коммерческой концессии, в первую очередь называется право на товарный знак, знак обслуживания, а также на коммерческое обозначение, секреты производства (ноу-хау). При этом согласно п. 3 ст. 1037 ГК РФ прекращение принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом влечет прекращение договора коммерческой концессии.

 

Срок договора.

Договор коммерческой концессии на товарный знак может быть заключен как на определенный срок, указанный в договоре, так и без указания срока.

Сумма вознаграждения.

 Сторонами в договоре оговаривается сумма вознаграждения за передаваемые права. Вознаграждение может выплачиваться в виде фиксированных разовых или периодических платежей, а также в иной форме, предусмотренной договором.

Обязанности сторон.

 Сторонами договора могут выступать только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Обязанности правообладателя и пользователя должны быть прописаны в части договора под названием «Обязанности сторон». Обязательства обеих сторон друг перед другом должны быть максимально подробно освещены, так как отражают саму суть договора. Общие обязательства пользователя сводятся к соблюдению требований правообладателя (обязанность не разглашать секретов производства, поддерживать качество производимой продукции и т. д.).
Правообладатель, в свою очередь, обязан помогать пользователю в его деятельности первое время, в том числе советами и указаниями, обеспечить пользователя необходимой для работы документацией, обучать его сотрудников и т.д.

 

Договор должен содержать прочие существенные условия. Помимо предмета договора и условия о цене, существенными условиями признаются также любые условия, об отражении которых в договоре ходатайствовала хотя бы одна из сторон в процессе его согласования. К таким условиям, к примеру, могут относиться условия о территории использования, об объеме использования исключительных прав и т.д. Невключение таких условий в договор влечет его недействительность, даже если договор был фактически распечатан и подписан сторонами.

 

Что входит в объем передаваемых прав договора коммерческой концессии:

 

Право на товарный знак, знак обслуживания

 

В соответствии со ст. 1477 ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которое удостоверяется свидетельством на товарный знак. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Исключительное право на товарный знак принадлежит лицу, на имя которого выполнена регистрация товарного знака (правообладателю) (ст. 1484 ГК РФ). Правообладатель исключительного права на товарный знак имеет право его использовать любым не противоречащим закону способом, в том числе путем распоряжения исключительным правом на товарный знак.

 

Право на коммерческое обозначение

 

До введения в действие части четвертой ГК РФ понятие коммерческого обозначения отечественным законодательством не раскрывалось. В то же время эта правовая категория давно известна международному законодательству. В частности, коммерческое обозначение упоминается как объект интеллектуальной собственности в Стокгольмской конвенции от 14 июля 1967 г., учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). В п. VIII ст. 2 Конвенции коммерческое обозначение наряду с товарным знаком, знаком обслуживания и фирменным наименованием указывается в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности. Советский Союз ратифицировал Стокгольмскую конвенцию в 1968 г., и Российская Федерация является участницей Конвенции в силу правопреемства, нормы данного международного договора являются для нашей страны обязательными

В настоящее время в соответствии со ст. 1538 ГК РФ под коммерческим обозначением следует понимать обозначение, которое индивидуализирует принадлежащие юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям торговые, промышленные и другие предприятия, которые не являются фирменными наименованиями и не подлежат обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, коммерческое обозначение индивидуализирует предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта, иными словами, его предприятие, определение которого дано в ст. 132 ГК РФ.

Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. При этом согласно п. 5 ст. 1539 ГК РФ предоставление права на использование коммерческого обозначения правообладателя возможно в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (ст. 656) или договором коммерческой концессии (ст. 1027).

 

Право на секреты производства (ноу-хау)

 

В соответствии со ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

 

Таким образом, правовая охрана секретам производства (ноу-хау) предоставляется при условии, что она отвечает следующим требованиям:

 

- сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность;

- сведения неизвестны третьим лицам;

- у третьих лиц нет свободного доступа к таким сведениям на законном основании;

- в отношении сведений их обладателем введен режим коммерческой тайны.

 

В соответствии с пп. 1 ст. 3 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При соблюдении перечисленных выше требований сведения признаются объектом гражданских прав, которые имеют все признаки исключительных прав.

Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом. Следует отметить, что перечень исключительных прав, которые могут передаваться по договору коммерческой концессии, определен не исчерпывающе, в связи с чем в рамках договора коммерческой концессии в качестве объектов могут выступать также исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Кроме того, исходя из п. 2 ст. 1027 ГК РФ, договор коммерческой концессии предполагает возможность использования деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Деловая репутация и коммерческий опыт правообладателя не относятся к объектам исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В связи с этим деловая репутация и коммерческий опыт не могут быть самостоятельными предметами договора коммерческой концессии, поскольку деловая репутация в силу ст. 150 ГК РФ отнесена к числу личных неимущественных благ, а коммерческий опыт правообладателя - это не что иное, как результат приобретенных правообладателем знаний и навыков в силу продолжительной работы в определенной сфере предпринимательской деятельности.

 

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является коммерческая концессия. В настоящее время это один из инструментов, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса, а также объединить возможности малого и крупного бизнеса.

 

Читайте также:

1. как получить авторские права