Close
Обратная связь
  • Ваше имя
  • Тема сообщения
  • Текст сообщения
  • Введите текст с картинки Картинка
защита
интеллектуальных
прав в России и
за рубежом

Изменения в законодательстве Вьетнама по правам на интеллектуальную собственность

В июле 2021 года Министерство науки и технологий опубликовало для общественного обсуждения проект постановления ("Проект постановления"), вносящий изменения в некоторые положения постановления № 99/2013/ND-CP ("Постановление 99") о санкциях за административные правонарушения в сфере промышленной собственности, в соответствии с которым предлагалось ввести санкции за экспорт нарушающих промышленную собственность или же на контрафактные товары.
Это первый случай, когда акт "экспорта товаров, нарушающих промышленные права" был кодифицирован в подзаконном постановлении Вьетнама. Новое положение о "простом экспортном производстве" может привести к пониманию того, что: (i) экспорт относится к категории действий, классифицируемых как "использование" в соответствии со статьей 124.5 Закона об интеллектуальной собственности Вьетнама; и (ii) даже если товары производятся исключительно для экспорта, они будут считаться нарушением авторских прав, если на них без разрешения нанесен знак, сходный до степени смешения с зарегистрированным знаком другого лица.
Вышеуказанное положение, как утверждается, обеспечивает соблюдение Таможенного закона Вьетнама (2014) и положений CPTPP (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership).

Административные санкции в отношении "простого экспортного производства"

- На что следует обратить внимание иностранным инвесторам и OEM-производителям во Вьетнаме?

            Новые положения об административной ответственности за экспорт, нарушающий права интеллектуальной собственности

В июле 2021 года Министерство науки и технологий опубликовало для общественного обсуждения проект постановления ("Проект постановления"), вносящий изменения в некоторые положения постановления № 99/2013/ND-CP ("Постановление 99") о санкциях за административные правонарушения в сфере промышленной собственности, в соответствии с которым предлагалось ввести санкции за экспорт нарушающих промышленную собственность или же на контрафактные товары.

Вышеуказанное положение, как утверждается, обеспечивает соблюдение Таможенного закона Вьетнама (2014) и положений CPTPP (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership).

Последствия

Определенность и прозрачность: положение о том, что "экспорт товаров, нарушающих промышленные права", подлежит административным санкциям, станет значительным отпечатком / вехой в законодательстве Вьетнама в области ИС. Хорошее это положение или плохое, положительное или отрицательное - вопрос, на который нелегко ответить; для его проверки требуется время. Границы между хорошим и плохим, положительным и отрицательным часто незаметно тонки. Однако, несомненно, что данный законодательный акт может помочь прояснить давний спор и несогласованность в решении одного и того же вопроса ИС, связанного с экспортом товаров с чужими правами интеллектуальной собственности, следующим образом: Теперь необходимо решить вопрос о нарушении чужих ПИС во Вьетнаме. Иностранные инвесторы или производители оригинального оборудования (OEM), осуществляющие производственную деятельность во Вьетнаме, должны соблюдать вьетнамские законы; даже если производимые ими товары предназначены/предназначены только для экспорта, в случае нарушения чужой ПИС они должны рассматриваться должным образом.

Укрепление позиций Вьетнама в области охраны ПИС: рассмотрим следующий гипотетический сценарий: вьетнамское предприятие использует зарегистрированный общеизвестный знак иностранного предприятия или зарегистрированный знак вьетнамского предприятия для производства товаров с таким знаком и экспортирует их в третью страну (производство, предназначенное для экспорта), но вьетнамское законодательство не предусматривает наказания за экспорт товаров, нарушающих права промышленной собственности. Что произойдет? Почти никогда подобные сценарии не заканчиваются судебными разбирательствами или противостоянием между предприятиями из-за неясного раздела в законодательстве Вьетнама в области ИС.

Что потенциально вредно, так это то, что эта двусмысленность породит негативное отношение к Вьетнаму среди иностранных инвесторов. Как имидж Вьетнама будет восприниматься иностранными инвесторами? Скорее всего, Вьетнам будет восприниматься как страна, защищающая контрафактные товары, центр легального производства контрафактной продукции и микронационалистическая диктатура. Положение, налагающее административные санкции на "экспорт товаров, нарушающих права промышленной собственности", может быть истолковано как подтверждение того, что Вьетнам не потерпит нарушений прав ИС, тем самым укрепляя позиции Вьетнама в области защиты ИС, которая рассматривается как национальное конкурентное преимущество в привлечении иностранных инвестиций и привлечении все большего внимания со стороны международного сообщества.

В сфере интеллектуальной собственности иностранные инвесторы часто придают большое значение регистрации товарного знака до начала ведения бизнеса во Вьетнаме. Однако многие товарные знаки, зарегистрированные в стране пребывания или на экспортных рынках, отклоняются при подаче заявки во Вьетнаме по причине их идентичности / сходства до степени смешения с ранее поданными или зарегистрированными товарными знаками других субъектов во Вьетнаме, несмотря на то, что они осуществляли OEM деятельность во Вьетнаме. Экспортно-ориентированное производство - это замкнутый процесс, при котором произведенные товары не потребляются во Вьетнаме, а полностью экспортируются. Раньше возникал вопрос: является ли нанесение OEM-производителем знаков, идентичных/схожих с зарегистрированным во Вьетнаме знаком другой стороны, на товары, которые они производят для экспорта, нарушением прав на товарный знак?

Этот вопрос вызвал бесконечные дебаты во Вьетнаме и многих странах мира, особенно в тех, где сосредоточено большое количество заводов/производств, ориентированных на экспорт, таких как Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Китай и некоторые другие азиатские страны.

С другой точки зрения, обратная сторона положений об административных санкциях за "экспорт товаров, нарушающих промышленные права", заключается в вопросе, который задают многие: не сдерживают ли вышеупомянутые законы приток иностранных инвестиций во Вьетнам, не подрывают ли экспортно-ориентированные производственные мощности и не делают ли инвестиционный климат во Вьетнаме менее привлекательным.

По сути, защита ИС служит двум целям: во-первых, защите законных прав и интересов владельцев ПИС; во-вторых, защите потребителей. Каким образом ущемляются права и интересы владельцев ПИС, когда товары с товарным знаком, произведенные во Вьетнаме, предназначены для экспорта. Учитывая, что товары не продаются и не распространяются внутри страны, как это может смущать потребителей? Считается ли, что институт экспорта товаров, нарушающих ПИС по административным санкциям, заходит слишком далеко и выходит за рамки основной цели законодательства в области ИС, следовательно, предоставляет чрезмерную защиту владельцам ПИС.

С учетом новых положений, содержащихся в проекте указа о внесении изменений в указ 99/2013/ND-CP, становится ясно, что иностранным инвесторам/ОЭМ во Вьетнаме необходима комплексная стратегия в области ИС для устойчивого развития, включающая, по крайней мере, следующие пять действий, чтобы наилучшим образом адаптироваться к изменениям в законодательстве Вьетнама в области ИС и реагировать на них, предотвращать конфликты в сфере ПИС и снижать риски:

  1. Активно проводить поиск доступности объектов ИС, которые предполагается использовать во Вьетнаме, до заключения соглашений о переработке с OEM-производителями во Вьетнаме.
  2. Незамедлительно регистрировать ИС, если результаты поиска показывают, что предполагаемый объект ИС обладает высокой степенью регистрационной способности.
  3. Незамедлительно зарегистрировать авторское право, если товарный знак или промышленный образец удовлетворяет условиям для охраны в форме авторского права в соответствии с законодательством Вьетнама.
  4. Следить за статусом регистрации ИС в Официальном бюллетене промышленной собственности, чтобы инициировать процедуры возражения/отмены при наличии оснований.
  5. Подавать запрос в Исследовательский институт интеллектуальной собственности Вьетнама (VIPRI) для оценки вероятности нарушения ПИС перед использованием предполагаемого объекта ИС во Вьетнаме.