Close
Обратная связь
  • Ваше имя
  • Тема сообщения
  • Текст сообщения
  • Введите текст с картинки Картинка
защита
интеллектуальных
прав в России и
за рубежом

История отечественных брендов. КамАЗ

В 1960-х годах в СССР ощущалась некоторая нехватка грузового автомобильного транспорта.  В особенности недоставало современных автомобилей грузоподъемностью 8-20 тонн с экономичным дизельным двигателем.  В результате в августе 1969 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР был принят ряд документов, в том числе Постановление №674 от 14 августа 1969 года «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Планировалось, что завод будет специализироваться на выпуске большегрузных автомобилей, к тому же расположение его было крайне удачное – рядом судоходные реки Волга и Кама, железнодорожная станция, что позволяло без проблем обеспечивать предприятие сырьем и осуществлять беспрепятственную транспортировку готовой продукции.

13 декабря 1969 года началось строительство. В начале 1970-х годов «КамАЗ» был объявлен комсомольской стройкой. Параллельно со строительством заводского комплекса шло активное строительство жилья для будущих сотрудников, а также развивалась инфраструктура. В конце 1970-х – начале 1980-х население Набережных Челнов увеличивалось  до 40 тысяч человек ежегодно.

Помимо строительства новых корпусов, на завод поставлялось самое современное оборудование, из которого примерно половина была импортной. Стоит отметить, что примерно 80% оборудования работало по автоматическому и полуавтоматическому циклу, что делало КамАЗ одним из самых высокотехнологичных производств Союза.

Конструкцию первых поколений автомобилей и двигателей КамАЗ-5320 сделали на основе семейства автомобилей ЗиЛ-170 (6х4) и ЗиЛ-175 (4х2), разработанной Автомобильным заводом им. И.А. Лихачева (Москва) и Ярославским моторным заводом в 1967-1969 годах.

В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель, а уже через год начали сборку силовых агрегатов.

Первый КамАз сошел с конвейера 16 февраля 1976 года – это был бортовой КамАЗ-5320. Данный автомобиль долгое время работал в Башкортостане, а впоследствии был выкуплен заводом и установлен в качестве музейного экспоната.  

Первый план по выпуску автомобилей был выполнен досрочно, а по итогам года перевыполнен почти на 1/3 (вместо 15 000 автомобилей было выпущено 22 000). В июне 1979 года с конвейера сходит 100 000-й грузовик, а рост производства просто беспрецедентен для СССР и даже бьет мировые рекорды.

В 1987 году создается линия производства малолитражных автомобилей «Ока», а в 1991 году запускается целый Завод по производству малолитражных автомобилей «Ока».

В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия, по итогам которого было объявлено, что за 10 лет КамАЗ полностью отбил все капиталовложения, автомобили завода составляют треть грузового автопарка страны и перевозят до 2/3 всех автотранспортных грузов.

 25 июня 1990 года вышло постановление Совета Министров СССР, по которому на базе автозавода КамАЗ было создано одно из первых акционерных обществ РСФСР  и СССР – АО «КамАЗ». 51% акций оставался за государством, остальные были проданы трудовому коллективу и юридическим лицам. В результате этой продажи акционерами «КамАза» стали 230 предприятий и организаций.

14 апреля 1993 года произошел пожар на предприятии, в результате которого был нанесен огромный ущерб, а Завод двигателей был полностью уничтожен. Выпуск двигателей удалось восстановить только к концу 1993 года.

В целом в 1990-х годах предприятие, как многие другие отрасли промышленности, приходило в упадок. От этого в большинстве своем страдали жители Набережных Челнов, так как «КамАЗ» являлся градообразующим предприятием. Однако производство удалось сохранить,  и 30 августа 1999 года с конвейера сошел 1 600 000-й большегруз, а завод двигателей выпустил свой 2 000 000-й дизельный двигатель.

В 2001 году «КамАЗ» впервые за 7 лет получил прибыль в размере 57 миллионов рублей. В 2005 году группа компаний «Северсталь» выкупает  контрольный пакет акций ОАО «ЗМА» (производство автомобилей «Ока»).  В этом же году создается ОАО «КАМАЗ-Инжиниринг» - совместное казахстанско-российское предприятие, осуществляющее сборку продукции для внутреннего рынка Казахстана.

15 февраля 2012 года с конвейера сошел двухмиллионный грузовик, им стал КамАЗ-6522.

ОАО «КамАЗ», начиная с 1973 года, владеет товарными знаками КамАЗ и KAMAZ, а с 1987 года комбинированным товарным знаком KAMAZ с изображением дикой степной лошади (аргамак). Эти товарные знаки признаны общественными на территории России, решением Палаты по патентным спорам Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, начиная с 31 декабря 1999 года.

Юридическая фирма "Ай Пи Про"