Close
Обратная связь
  • Ваше имя
  • Тема сообщения
  • Текст сообщения
  • Введите текст с картинки Картинка
защита
интеллектуальных
прав в России и
за рубежом

Десятая симфония Бетховена

Искусственный интеллект заменяет музыкальный гений? В эти выходные - 9.10.2021 - 10-я симфония Бетховена была исполнена в мировой премьере - как творение искусственного интеллекта. Искусственный интеллект завершает последнюю симфонию Бетховена, известную как "неоконченная".

До сих пор она всегда называлась "неоконченной" - 10-я симфония Бетховена. Музыковеды увидели в этом вызов и, благодаря возможностям искусственного интеллекта, возможность все-таки завершить "неоконченное". В сотрудничестве с Deutsche Telekom был создан "бетховенский ИИ", то есть искусственный интеллект (ИИ), который может распознавать и имитировать типичный бетховенский стиль. С помощью этого алгоритма была завершена: 10-я симфония Бетховена, "Неоконченная". 9 октября 2021 года в Бонне состоялась мировая премьера этой симфонии; ее можно посмотреть на каналах Telekom.

Может ли искусственный интеллект сочинять сложную музыку?

С 1980-х годов музыка "сочиняется" с помощью компьютерных программ путем смешивания и наложения различных музыкальных произведений.

Целенаправленное использование алгоритмов и искусственного интеллекта появилось в 2000-х годах. Американка Тарин Саузерн сделала себе имя в музыке с использованием искусственного интеллекта, когда она аранжировала музыкальный альбом "I AM AI" с помощью программного обеспечения Amper и разместила его на Apple Music и Spotify в 2017 году. Google также предлагает программное обеспечение, похожее на Amper с Magenta, как и IBM с Watson Beat.

Но это была сравнительно простая музыка. ИИ склонен "сочинять" инструментальную фоновую музыку (так называемую "эмбиентную музыку") и фоновую музыку для видео и компьютерных игр, на чем специализируется берлинский стартап Melodrive.

Тем более стоит обратить внимание на то, что Warner Music вступает в партнерство с музыкальной платформой Endel, о чем было объявлено весной 2019 года. Endel разработала приложение, которое использует искусственный интеллект для создания атмосферных звуковых ландшафтов, персонализированных для каждого пользователя. Эта музыка с искусственным интеллектом также будет, как правило, фоновой музыкой, но при большом участии Warner Music. А когда речь заходит об экономической ценности, возникают также вопросы об авторском праве и защите изобретателей.

 Музыка ИИ и авторское право и права изобретателя

По сути, музыка ИИ поднимает, среди многих вопросов, вопрос о правах на интеллектуальную собственность. В конечном счете, музыка ИИ основана на сборе данных об очень многих музыкальных произведениях, симфониях и операх - которые создал кто-то другой. То же самое относится и к другим произведениям искусства. Например, "Эдмон де Белами", произведение искусства ИИ в стиле Рембрандта, которое было продано на аукционе Christie's в 2019 году за более чем 400 000 долларов.

Это происходит потому, что алгоритм может редактировать только то, что уже есть, все дело в наслоении, изменении длины, варьировании ритмов. Собственный вклад художника проявляется в том, как смешивается существующий материал, т.е. в алгоритме обучения и получаемой в результате новой работы. Таким образом, авторское право могло бы быть нарушено.

Однако не в случае с 10-й "искусственной" симфонией Бетховена. В Германии и Европейском союзе срок действия авторского права истекает через 70 лет после смерти автора. Однако Бетховена нет в живых уже почти 200 лет.

Защита изобретений, созданных искусственным интеллектом, также уже является очень актуальным вопросом. Патентное ведомство США уже дало понять, что ИИ должен быть патентоспособным "как таковой". А вопрос о том, не может ли ИИ также быть законным изобретателем, уже давно стоит перед патентными ведомствами и судами (высший суд Великобритании вынес решение по этому вопросу в сентябре 2020 года), знаменитое дело Дебуса.

Наконец, в апреле 2021 года Комиссия ЕС выпустила декларацию с четкой целью сделать Европу глобальным центром заслуживающего доверия искусственного интеллекта (ИИ). 2021 год - это год пробуждения для инноваций ИИ, а также для музыки и искусства ИИ, что впечатляюще продемонстрировала 10-я симфония Бетховена "ИИ".

Десятая "ИИ"-симфония Бетховена - как это сделано

Подобно искусственному интеллекту, создающему произведения искусства в стиле Рембрандта, при сочинении 10-й симфонии Бетховена "ИИ" использовал не только записи Бетховена, но и музыкальные произведения, которые могли повлиять на Бетховена в то время, в том числе произведения Иоганна Себастьяна Баха. Искусственный интеллект неоднократно собирал фрагменты из существующих музыкальных произведений, накладывал их, смешивал. В итоге получилась партитура 10-й симфонии Бетховена "искусственного интеллекта", которую композитор Вальтер Верзова и Боннский Бетховенский оркестр превратили в живую композицию, как было объявлено Telekom.

В любом случае, 10-я " ИИ" симфония Бетховена знаменует собой новую веху в развитии искусственного интеллекта. Поэтому хорошо, что все большее внимание уделяется и международной координации. Например, пять крупнейших ведомств по вопросам интеллектуальной собственности в мире (EPO, JPO, KIPO, CNIPA и USPTO), известные как "IP5", в настоящее время стремятся расширить и, по возможности, гармонизировать правовые, технические и стратегические аспекты в связи с новыми технологиями и ИИ и патентной системой.