Бизнес-завтрак "Использование объектов интеллектуальной собственности в музыкальной индустрии"
Вопрос охраны авторского права достаточно новый, но динамично развивающийся. Еще не сложилась объемная судебная практика по рассмотрению подобных споров, но есть тенденция к ее формированию в самое ближайшее время.
Первый момент, на который хотелось бы обратить внимание - это оформление договорных отношений между авторами и лицами, которые хотели бы использовать эти объекты тем или иным образом. Когда использование объектов авторского права планируется на концерте, используется операторами кабельного и спутникового телевидения, теле- и радио компаниями, а также исполнительскими коллективами, то чаще всего предполагается заключение лицензионного договора с Российским авторским обществом, данная форма договора является рамочной, с четкими тарифами за использование объекта.
Судебная практика, о которой упоминалось выше, зачастую формируется именно на основе исков, поданных РАО к компаниям, которые используют в практически повседневной деятельности объекты авторского права, но уклоняются от оформления договора с РАО и чаще всего подобные иски подлежат удовлетворению.
Хотя в целом механизм заключения договоров и оплаты тарифов с РАО отлажен, и общая сумма ежегодно полученных сумм РАО составляет около 3 мрд. рублей.
В случаях, когда объекты авторского права (например, музыкальные произведения) включаются в состав сложного объекта, например, художественного фильма, то необходимо также заключение договора неисключительной лицензии в отношении конкретного аудиовизуального произведения. В данном случае размер вознаграждения обсуждается отдельно и фиксируется в договоре. Данные договоры не подлежат государственной регистрации, однако их составление требует тщательного юридического анализа. При этом необходимо обратить особое внимание на объем предоставленных по договору прав, территорию и срок использования, т.к. права, не указанные в договоре , считаются не предоставленными.
Когда музыкальное произведение перепевается другим исполнителем, (возникает так называемая кавер-версия в оригинальном исполнении или в переработке), то возникают смежные права, но, тем не менее, их реализация возможна только с соблюдением авторских прав на оригиналы.
Еще один момент, которого хотелось коснуться, относится к старой гвардии ВИА, получившей известность в советский период. Многие создатели таких ВИА, являясь профессиональными музыкантами, не подозревали, что в то же время необходимо получать правовую охрану, в частности, регистрировать товарные знаки со словесным обозначением легендарной группы в отношении услуг по проведению концертной деятельности. В результате сложилась ситуация, когда с течением времени коллективы распались и некоторые из музыкантов зарегистрировали такие товарные знаки на себя и менее «юридически подкованные» создатели ВИА оказались не у дел, окруженные претензиями и судебными исками и в полной невозможности осуществлять привычную деятельность.
Сложившаяся ситуация еще одна из ярких иллюстраций, что творческая деятельность должна осуществляться «рука об руку» с юридическим сопровождением в области охраны интеллектуальной собственности.
Исключительные права. Интеллектуальная собственность.
- товарные знаки;
- лицензионные договоры с композиторами и авторами текстов;
- лицензионные договора с РАО;
- составные произведения;
- права, смежные с авторскими.